Сущность и структура финансовой системы
Понятие финансовой системы и основные её составляющие
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.
Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.
Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система.
Финансовая система
Централизованные финансы
Децентрализованные финансы
Финансы предприятий
Федеральный бюджет
Финансы домашнего хозяйства
Региональные бюджеты
Местные бюджеты
Внебюджетные фонды
Рисунок 1. Схема финансовой системы
Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.
Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.
Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.
Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.
Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.
Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо.
В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.
В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %:
Таблица 1
Расходы | |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. | 40 – 50 |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. | 10 – 20 |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. | 10 – 20 |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. | 5 – 10 |
до 7 – 8 | |
Доходы | |
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор). | 75 – 85 |
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. | 5 – 8 |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. | 10 – 12 |
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.
Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.
Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным предприятиям.
Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.
Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.
Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.
Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.
Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.
В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие:
научно-исследовательские, экономические;
социальные фонды;
фонды личного и имущественного страхования;
военные фонды;
инвестиционные фонды.
Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.
studfiles.net
Сущность и содержание финансовой системы государства
Поделись с друзьямиВозникновение и развитие государственности стало отправной точкой формирования общественных отношений между экономическими субъектами по поводу распределения и использования, создаваемых фондов денежных средств путем реализации финансовых связей, то есть финансовых отношений.
Отличительными признаками такого рода общественных отношений являются:
1. множественность субъектного состава финансовых отношений;
2. целевая мотивация формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
3. распределительный характер отношений;
4. односторонний характер движения денежных средств.
Таким образом, являясь составной частью общей системы финансов, государственные и муниципальные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления и органов местного самоуправления, с помощью которого каждый из указанных экономических субъектов аккумулирует денежные средства и осуществляет денежные расходы на началах налогово-бюджетного федерализма и разграничения полномочий.
Содержание понятия, структура и организационно-правовой механизм государственных и муниципальных финансов определяются содержанием функций государства и органов местного самоуправления и структурой системы органов управления.
Развитие рыночных отношений невозможно без участия государственных финансов. Через финансовый механизм государство реализует комплекс мероприятий государственной политики, связанный с управлением, ограничением, контролем и аудитом функционирования производственных и финансовых структур.
Необходимо также отметить, что состояние системы государственных и муниципальных финансов является индикатором роста национальной экономики и благосостояния страны, возможностей государства снижать или нивелировать негативный эффект экономических явлений. С помощью государственных и муниципальных финансов осуществляется выравнивание экономического и социального уровней развития регионов в целом.
В целях достижения необходимых показателей эффективности, направленности и рациональности финансовых процессов, финансовые связи реализуются через систему централизованных государственных и муниципальных финансов, которая включает бюджеты различных уровней, государственный и муниципальный кредиты, внебюджетные фонды социального и экономического назначения, валютные резервы государства.
Таким образом, финансовую систему целесообразно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Под финансовым механизмом предлагается понимать совокупность организационных форм финансовых отношений между элементами финансовой системы, порядок формирования и использования централизованных фондов денежных средств, методы планирования и управления финансами. Инструментом, который обеспечивает функционирование финансового механизма, является финансовое законодательство.
В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как источник количественно определенных и имеющих целевую направленность сумм денежных средств, предназначенных для выполнения государством своих функций.
Предполагается, что чем развитее рыночные отношения, чем сложнее и разнообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые ресурсы. Развитость и величина финансовых ресурсов обеспечивают более широкую маневренность государства в выполнении экономической и социальной функций.
students-library.com
Сущность финансов и финансовой системы
Рыбалкин. Основы экономической теории (2003) Термин «финансы» (лат. finantia) означает платеж, доход. Финансы как экономическая категория формировались исторически. их возникновения приходится на период распада первобытнообщинного строя и зарождения рабовладельческого и связывается с образованием государства и его институтов, товарно-денежных видносин.
Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных децентрализованных денежных фондив.
Дальнейшее развитие финансов обусловлен усложнением социально-экономической системы общества, особенно в эпоху капитализма. При рыночной экономики сфера финансов значительно розширюеться.
Сущность финансов в каждой общественно-экономической формации определяют соответствующей формой производственных отношений, связанных с распределением совокупного общественного продукта (ССП) и его неотъемлемой составляющей — национального доходу.
Национальный доход распределяют в денежной форме. Денежные фонды являются материальной основой финансов, а совокупность денежных фондов являются финансовыми ресурсами государства. Но сами по себе деньги не определяют сущности финансов, их внутреннего содержания и общественного призначення.
Сущность и содержание финансов определяют не столько особенностями товарно-денежных отношений, сколько спецификой производственных отношений определенного общественного ладу.
Указанные выше экономические отношения являются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.
Финансовая система — совокупность форм, методов и целей формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, субъектов хозяйственной деятельности, населення.
Финансовая система имеет сложную структуру. ее элементами являются общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, финансы хозяйствующих субъектов, финансы общественных организаций, финансы негосударственных внебюджетных структур.
Финансовые ресурсы — совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, характеризующих состояние экономики и имеют большое влияние на ее розвиток.
Основными источниками и методами формирования финансовых ресурсов взимания налогов, отчисления части прибыли от субъектов хозяйствования, отчисления на страхование, другие виды отчислений в централизованные фонды, продажа государством ценных бумаг и своего имущества, получение кредитов, эмиссия грошей.
Состав, структура, направления использования финансовых ресурсов определяются экономической политикой держави.
Финансовые ресурсы государства делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в государственном бюджете, пенсионном фонде и в фонде государственного имущественного и личного страхования. Большинство их образуется за счет доходов предприятий и организаций, поступлений от государственного, социального, имущественного и личного страхования и т.п.. Децентрализованные финансовые ресурсы находятся в распоряжении предприятий, объединений и организаций. Образуются за счет их доходов и накоплений и, незначительно, за счет средств населения. В формировании финансовых ресурсов предприятий могут участвовать и заемные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, а также средства, полученные от выпуска акций и т.д.).
Главными субъектами отношений формирования и использования финансовых ресурсов является государство, предприятия и предприниматели, население. Денежные средства, из которых формируются финансовые ресурсы, непрерывно перемещаются от одного субъекта к другому (рис. 4.1).
Также существуют денежные потоки внутри госбюджета, между предпринимателями, отдельными громадянами.
Финансы выполняют распределительную и контролирующую функции. Распределительная функция финансов связана с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Контролирующая функция финансов заключается в создании определенных объективных возможностей для осуществления государственного контроля за формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Она обусловлена существованием и осуществлением финансового контроля за распределительными процесами.
Финансы являются активным инструментом воздействия на все элементы экономической системы, а также влияния государства на хозяйственные процессы. Все это образует систему финансового управлиння.
Финансовое управление — реализация государством общей финансовой политики.
Составляющими этой политики является финансовое планирование, координация финансовых ресурсов, формирование финансового законодательства, проектирования и исполнения бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управления государственным долгом. Финансовое управление является средством взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, предприятий, отдельных граждан. Финансы влияют на саморегуляцию экономических процессов, регулирующих межгосударственные экономические и даже политические видносини.
Финансовые отношения — органическая составная часть экономической системы общества, отражает взаимодействие и взаимосвязи ее субъектов в денежной форми.
Эти отношения опосредствуют механизм создания и функционирования денежных фондов (бюджетов) различных типов и ривнив.
Взаимосвязанная совокупность финансовых отношений образует финансовую систему общества, а отдельные финансовые фонды — ее функционально особые ланки.
К финансовой системе Украины относятся:
бюджетная система: Государственный бюджет, бюджет Автономной Республики Крым, а также местные бюджеты;
централизованные целевые фонды денежных средств общегосударственного назначения;
финансы предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и отраслей народного хозяйства;
имущественное и личное страхование;
кредит (государственный и банковский).
Реализация финансовой политики является прерогативой государства, обусловленной конституционным строем, другими элементами законодательства и нормативными актами, согласно которым отдельные институты публичной власти получают определенную часть финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности определенных социальных структур. На этой основе формируются государственные бюджеты и финансовые фонды разноуровневых административно-территориальных единиц, названные местными фондами (бюджетами).
Государственный бюджет: сущность, источники формирования и основные направления використання
Государственный бюджет является самым механизмом осуществления финансовой политики государства. В доходах бюджета отражается налоговая политика государства, а в расходах — приоритетные направления вложения коштив.
Государственный бюджет является выраженным в денежной форме сметой доходов и расходов государства, который действует в течение определенного времени, планируется и имеет силу закона. Это самый денежный фонд, от рационального формирования и использования которого существенно зависят экономические и социальные параметры функционирования общества. Он является собственностью государства и контролируется парламентом, который и утверждает госбюджет и отчет о его виконання.
Государственный бюджет — система денежных отношений, возникающих между государством, предприятиями и населением в процессе формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов с целью успешного осуществления ее функций.
Государство использует бюджет для территориального, внутриотраслевого и межотраслевого распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) с целью усовершенствования структуры общественного производства и обеспечения социальных гарантий населенню.
На этапе формирования рыночных отношений бюджетная система оказывать финансовую поддержку разгосударствлению и демонополизации отраслей хозяйства, обеспечению социальной защиты населення.
В Украине основные направления бюджетной политики определяются Верховной Радой в специальном постановлении, имеющая * название Бюджетной резолюции. К проекту закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины прилагает технико-экономическое обоснование отчислений, дотаций (лат. dotare — давать, дарить) и субвенций (лат. subventio — помогаю) бюджетам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Средства Государственного бюджета Украины тратят только на цели, утвержденные Законом о Государственном бюджете краини.
Государственный бюджет Украины предусматривает резервный фонд Кабинета Министров Украины в размере до 20% от объема расходов для финансирования неотложных затрат в народном хозяйстве, социально-культурных и других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены во время утверждения Государственного бюджета Украини.
Более предусмотрены расходы образуется оборотная кассовая наличность в размере до 2% от общего объема расходов бюджета. Она может быть использована в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении Государственного бюджета Украини.
Сбалансированность бюджетов, которые формируют бюджетную систему Украины, является необходимым условием финансово-бюджетной политики. Превышение доходов над расходами создает избыток, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета. Определяя размер дефицита бюджета, кредиты и займы к источнику доходов не засчитывают. Предельный размер дефицита и источники его покрытия определяются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами при утверждении соответствующих бюджетов. Дефицит бюджета покрывается за счет внутренних государственных займов, займов иностранных государств и других финансовых институтов. Решение о привлечении займов в Государственный бюджет Украины в каждом конкретном случае принимает Верховная Рада Украини.
В целом доля общегосударственного бюджета в Государственном бюджете Украины весьма значительна. Это дает основания утверждать о высоком уровне централизации в распределении и перераспределении финансовых ресурсов. В этой связи весьма актуальной проблема дальнейшего поиска оптимального соотношения между общегосударственным и местным бюджетами.
Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет следующих источников:
части налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизного сбора, которые определяются Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год, но не более 80% от суммы, поступающей на соответствующую территорию;
налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинения (кроме коммунальной) в размере 30% ставки, предусмотренной законодательством для соответствующей категории плательщиков;
налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения в размере 30% ставки, предусмотренной законодательством Украины
платы за землю, равную 30% ставки, предусмотренной законодательством Украины
поступлений от внешнеэкономической деятельности;
части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности, которая определяется Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год;
поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности; арендной платы за использование имущества целостных имущественных комплексов, которые находятся в общегосударственной собственности;
взносов в Пенсионный фонд Украины;
взносов в Фонд Чернобыля;
взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;
взносов в других общегосударственных целевых фондов, предусмотренных законодательством Украины;
поступлений от внутренних займов;
превышение доходов над расходами Национального банка Украины;
возвращенных государству займов, процентов по предоставленным государством займам и кредитам;
дивидендов, полученных на акции и другие ценные бумаги, принадлежащие государству, в акционерных предпринимательских структурах, созданных при участии предприятий общегосударственной собственности;
уплаты за специальное использование природных ресурсов;
других источников, установленных законодательством Украини.
Государственного бюджета Украины финансируют такие мероприятия (расходы Госбюджета Украины)
производственное и непроизводственное строительство, геологоразведочные и проектно-изыскательские, природоохранные и другие работы, которые осуществляются в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения, осуществляемых учреждениями и организациями государственного подчинения;
общегосударственные централизованные программы, направленные на повышение жизненного уровня народа, социальная защита населения;
на выплату пенсий;
на содержание органов государственной власти и государственного управления Украины, судов и прокуратуры;
на содержание армии, органов государственной безопасности, Национальной гвардии, органов правопорядка;
на содержание материальных и финансовых резервов общегосударственного значения, кассовой наличности тощо.
В общегосударственном бюджете предусмотрено фонд субвенций местным бюджетам.
Кроме указанных расходов, из общегосударственного бюджета финансируют мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, конверсию и структурную перестройку экономики, фонд инвалидов, фонд занятости, расходы по внешнеэкономическим обязательствам тощо.
Правила формирования и выполнения общегосударственного бюджета устанавливает Кабинет Министров Украини.
Важнейшими условиями преодоления дефицита госбюджета является сокращение государственных расходов, режим жесткой экономии, прежде всего в тех областях общественной жизни, где есть потенциальные возможности для наращивания индивидуальных усилий как альтернативы социальной пассивности, а также кардинальная реконструкция системы оподаткування.
Налоги, система налогообложения играют главную роль в формировании доходной части бюджета, регулировании финансовых отношений в целом. Налог является универсальной, исходной категорией, своеобразной «финансовой клеткой», которая воплощает главные существенные черты и свойства финансов в развитой экономической системе рыночного типа. Именно при рыночной экономике налоговая система становится доминирующей в финансовых отношениях. Налоги являются не только способом образования финансовых фондов разного уровня (бюджетов), но и важнейшей формой государственного регулирования всех сфер общественной видтворення.
Налоги выполняют фискальную (перераспределительную), стимулирующее и социальную функции, которые существуют в противоречивом единстве, ограничивая друг друга. Назначение государственной финансовой политики заключается в оптимальном сочетании этих функций. Например, во время спада производства, роста безработицы целесообразным увеличение государственных расходов (инвестиций) и уменьшения налогов. В период роста инфляции, наоборот, — уменьшение расходов и увеличение налогов. В реальной жизни целенаправленное использование налогов как экономических рычагов регулирования экономических процессов требует специального анализа и применения определенных мер макроэкономического регулирования. Это особенно важно в условиях стагфляции.
Стагфляция — состояние экономики, который характеризуется общетоварных и бюджетным дефицитом, экономическим кризисом и гиперинфляцией, ростом государственного долга, снижением ресурсов национального доходу.
Налоги могут быть прогрессивными и пропорциональными (регрессивными). Особенностью прогрессивного налогообложения является высшая ставка налога за большего размера дохода. По пропорционального налогообложения каждое физическое или юридическое лицо платит одну и ту же долю своего дохода (фиксированную ставку). В таком случае налог растет медленнее, чем доход. В практике многих стран чаще встречаются различные комбинации обоих принципов оподаткування.
По принципу начисления налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги с доходов, из прибыли (дохода) предприятий и корпораций, отчисления в фонды социального страхования от безработицы, налоги с недвижимости (земельный налог), налог с наследства и подарков, автотранспортный сбор и т.д.. Косвенные налоги охватывают акцизы, есть установленные государством или местными органами власти надбавки к розничным ценам на определенные группы товаров (алкогольные напитки, табак и т.д.), налоги с продаж, а также налог на добавленную стоимость, которым облагается только добавленная непосредственно производителем стоимость товара, услуги. НДС является симбиозом прямого и косвенного налогообложения, так как с его помощью государство не только мобилизует в бюджет часть созданного в отраслях материального производства чистого дохода, но и непосредственно влияет на величину и динамику розничных цен. Следовательно, НДС является своеобразным акцизом.
Зарубежная экономическая наука доказала зависимость между динамикой налоговых ставок, доходами государственного бюджета и частью ВНП, которая облагается налогами (то есть объектом налогообложения, налоговой базой). Эта зависимость проиллюстрирована Артуром Лаффером на графике, который получил в экономической теории название «Кривая Лаффера» (рис. 4.2).
Анализ кривой Лаффера дает основания для вывода, что повышение налоговых ставок, которое сопровождается ростом бюджетных доходов, имеет определенную границу, за которой начинается * запрещенная зона налогообложения ». Использование ставок, находятся в «запрещенной зоне», значительно сокращает доходы государства. Высокие налоги подавляют предпринимательскую инициативу, сдерживают стремление к инвестициям, т.е. вызывают сокращение выпуска продукции, провоцируют экономические преступления (сокрытие доходов от налогообложения).
econbooks.ru
Тема 1. Сущность и содержание финансов
45
Понятие и объективная необходимость финансов
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Признаки финансов
Основные функции финансов
Финансовые ресурсы и источники их формирования
Литература:
Теплякова, Н.А. Финансы и финансовый рынок: ответы на экзаменационные вопросы/ Н.А. Теплякова. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 208 с.
Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевича – Минск : БГЭУ, 2010.
Фисенко, М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К. Фисенко. – Минск : Соврем. шк., 2008. – 184 с.
По Фисенко, М. К. [ Финансовая система Беларуси: учеб. пособие/ М.К. Фисенко. – Минск : Соврем. шк., 2008. – 184 с.] самостоятельно изучить и на семинарском занятии опрос и обсуждение: Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. С. 20-24.
Понятие и объективная необходимость финансов
Финансы — объективная экономическая категория. Она связанна с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода. Эти отношения связаны с формированием и использованием фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования.
Необходимость появления финансов обусловлена рядом факторов: развитием товарно-денежного обмена; действием закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП; разрывом во времени процессов производства и потребления.
Появление финансов обусловлено возникновением государства, его развитием и отражают они, главным образом, денежные отношения между государством и субъектами хозяйствования. Между понятиями «финансы» и «деньги» имеются существенные различия. Деньги — это всеобщий эквивалент товаров, и их сущность выражается в следующих функциях: моры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накоплений, мировых денег. Финансы же выполняют распределительную и контрольную функции. В отличие от денег, финансы — это экономическая категория, связанная с формированием и распределением фондов денежных средств посредством финансовых отношений.
Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
Финансы отличает тесная взаимосвязь с такими экономическими категориями, как цена, кредит и заработная плата.
Цена есть денежное выражение стоимости товара. Распределению и перераспределению национального дохода предшествует реализация товара, и от цены зависит величина денежных средств, которые поступят к собственникам продукции от ее реализации. Таким образом, цена выступает основой распределительного процесса. Функционирование цены и финансов в этом процессе осуществляется в тесной взаимосвязи, так как цена является конкретной формой выражения финансовых отношений и одновременно категорией, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.
Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте. Источником выплаты процента за пользование привлеченными средствами является доход банка, формирование и использование которого опосредуются финансовыми отношениями. Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают все звенья финансовой системы.
Но между финансами и кредитом существуют отличия:
кредитные ресурсы обладают такими признаками, как возвратность, срочность и платность, не характерными для финансовых;
кредитные ресурсы выражают двустороннее движение от кредитора к заемщику и обратно, а финансовые — только одностороннее;
В распределении стоимости общественного продукта наряду с финансами участвует и заработная плата. Существование заработной платы связано с формированием доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата имеет и общие черты с финансами, и отличия.
Общие черты в том, что, заработная плата так же является частью системы стоимостного распределения и стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Отличие заработной платы от финансов в том, что она становится собственностью отдельных работников, в то время как посредством финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между всеми участниками общественного производства.
Взаимодействие финансов и заработной платы осуществляется двояко: с одной стороны, с помощью финансовых отношений формируется фонд оплаты труда; с другой — заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия.
studfiles.net
Раздел 1. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 1. Введение в общую теорию финансов—————————————————- 8
1.1. Сущность и функции финансов ————————————————————- 8
1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья ————————13
1.3. Финансовая политика ———————————————————————— 21
1.4. Эволюция финансовой науки ————————————————————— 26
Материалы для самостоятельной работы —————————————————— 34
Вопросы и задания для обсуждения ———————————————————— 34
Глава 2. Управление финансами ——————————————————————-36
2.1. Сущность и органы управления финансами ——————————————— 36
2.2. Финансовое планирование и прогнозирование —————————————— 41
2.2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов ————————- 41
2.2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта ————————— 44
2.3. Финансовый контроль ———————————————————————— 46
2.3.1. Сущность, модели и формы финансового контроля —————————- 47
2.3.2. Методы финансового контроля —————————————————— 50
Материалы для самостоятельной работы —————————————————— 58
Вопросы и задания для обсуждения ———————————————————— 58
Глава 3. Финансовые рынки и институты ——————————————————-60
3.1. Финансовое посредничество и финансовые посредники —————————— 60
3.2. Финансовые рынки и их виды ————————————————————- 65
3.3. Особенности формирования финансовых рынков в России ————————- 72
Материалы для самостоятельной работы —————————————————— 86
Вопросы и задания для обсуждения ———————————————————— 86
Глава 4. Налоговая система —————————————————————————88
4.1. Налоги: сущность, функции, классификация ——————————————- 89
4.2. Принципы построения налоговой системы ——————————————— 97
4.3. Эволюция налоговых систем ————————————————————- 100
4.4. Структурирование налогов в Налоговом кодексе ———————————— 112
4.5. Финансово-правовые аспекты взимания налогов ———————————— 131
4.6. Налоговая политика ————————————————————————-135
4.7. Рационализация налогообложения —————————————————— 141
Материалы для самостоятельной работы ————————————————— 146
Вопросы и задания для обсуждения ———————————————————- 146
studfiles.net